Уж если мы сделали в прошлом посте обзор эстонских электронных услуг и электронного правительства, то логично будет посмотреть, каким образом Эстония позиционируется по отношению к другим (прежде всего - европейским) государствам.
За основу мы возьмем очередной обзор Европейской Комиссии "e-Government Benchmarking Reports". В данном (за ноябрь 2009) обзоре сравниваются между собой 31 страны (весь Европейский Союз, плюс Норвегия, Швейцария, Хорватия и Исландия). Сравнение ведется по 20 основным услугам (12 связаны с гос. сектором и 8 услуг с коммерческим сектором)
Что, с моей точки зрения, здесь интересно:
- 18 из 20 базовых услуг в Эстонии работают в online (90%, 7 место, средний по ЕС уровень 71%)
- По уровню проникновения интернета в домохозяйствах Эстония оказалась ниже среднеевропейского уровня (58% против 60%). Это говорит о том, что подключеноие интернета к интернету за последние 2 года шло медленнее, чем в среднем по Европе.
- При этом - уровень проникновения интернета на предприятиях выше среднеевропейского (88% против 81%).
- Эстония находится на первом месте в ЕС по уровню развития услуг, связанных с госзакупками (eProcurement, 100%, 1 место, средний по ЕС уровень 56%)
- В период с 2007 (предыдущий обзор был сделан в 2007) до 2009 года в Эстонии не было запущено ни одной новой услуги V поколения. Услуги V поколения - это так называемые интерактивные услуги. Вообще е-услуги разделяются по поколениям следующим образом:
- I поколение: информация об услуге доступна в интернете
- II поколение: можно скачать форму для заполнения и потом послать заполненную форму по электронной почте
- III поколение: можно заполнить форму в интернете online
- IV поколение: можно совершит полную транзакцию (например, в дополнение к III поколению, можно еще оплатить госпошлину)
- V поколение: интерактивные услуги, которые сами находят потребителя услуг
- В Эстонии, по-прежнему, выше среднего количество услуг V поколения, однако Эстония по этому параметру скатилась с 3 места (2007 год) на 8 место (2009 год). Кроме Эстонии, единственной из ведущих стран, в которых не было за прошедшие 2 года запущено новых услуг V поколения, является Дания.
- Интересно, что, с одной стороны, у Эстонии одно из самых высоких в ЕС мест по уровню использования е-услуг среди коммерческих структур (77%) и, в то же время, по уровню использования е-услуг среди населения Эстония отнюдь не блещет (34%). Это при том, что практически все необходимые ключевые услуги, предоставляемые государством, доступны в online. Здесь надо отметить, что именно в последние пару месяцев началась интенсивная рекламная кампания по пропогандированию электронных услуг и единого государственного портала www.eesti.ee.
- Отдельно в докладе отмечаются ID-карта и ее высокая распространненость в Эстонии, электронные выборы и Центр Обмена Документами.
В целом, Эстония, вне всяких сомнений, принадлежит к числу стран с наиболее развитой концепцией электронного государства в Европе и этот факт неоднократно отмечен в отчете. Однако, во многом, это скорее "задел" прошлых лет и в последнее время многие, стремительно развивающиеся страны Европы, уже вовсю "наступают на пятки".
Интересный обзор, спасибо. А что - считается, что у нас есть работающие услуги 5-го покаления? Я как-то сходу ни одной не могу вспомнить.
ReplyDeleteПривет, извини, что сразу не ответил - я отъехал на несколько дней...
ReplyDeleteКонечно есть - например многие услуги, связанные с Налоговым Департаментом. Недавно, зайдя на www.eesti.ee, я получил уведомление, что не заплатил последний квартальный земельный налог (maamaks).
здравствуйте, а есть единый орган который определяет стратегию и ответственен за реализацию e-governance в Эстонии. если есть материалы по орг. структуре данного органа буду признателен.
ReplyDeleteSatturn7, сорри чел, нету пока ничего такого. попробую пошукать на форуме, ну или гугЫл в помошь ;)
ReplyDeleteterm paper writers